Государственная программа "Доступная среда"
О реализации Государственной программы «ДОСТУПНАЯ СРЕДА»
в МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2»
Образование лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов является одним из приоритетных направлений деятельности системы образования Российской Федерации.
Усилия Минобрнауки России сосредоточены на том, чтобы в рамках модернизации российского образования создать образовательную среду, обеспечивающую доступность качественного образования для всех лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и состояния здоровья.
В настоящее время в России для обучения детей с ограниченными возможностями здоровья существует дифференцированная сеть специализированных образовательных учреждений. Она включает в себя специальные (коррекционные) образовательные учреждения для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (школы, школы-интернаты).
Основные направления организации совместного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья и сверстников, не имеющих нарушений развития, отражены в рекомендациях Минобрнауки России по созданию условий для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами в субъекте Российской Федерации, которые были направлены руководителям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих управление в сфере образования, в апреле 2008 года (письмо от 18 апреля 2008 г. N АФ-150/06).
Региональные программы, направленные на развитие образования детей этой категории, включая их интеграцию в обычную образовательную среду, разрабатываются и реализуются с учетом указанных рекомендаций.
В рамках государственной программы Российской Федерации "Доступная среда" на 2011 - 2015 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2012 г. N 2181-р (далее - Программа), реализованы мероприятия по оснащению обычных образовательных учреждений специальным оборудованием и приспособлениями для беспрепятственного доступа и обучения детей-инвалидов, в том числе с нарушениями зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.
Реализация мероприятий Программы позволила в течение 5 лет (в 2011 - 2015 годах) создать условия для беспрепятственного доступа инвалидов, совместного обучения детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития, лишь в 20 процентах от общей численности общеобразовательных школ.
В связи с этим Правительство Российской Федерации продлило действие Программы и издало новое Постановление №1297 от 01 декабря 2015 года «Об утверждении Государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 – 2020 годы». Настоящее постановление вступило в силу с 1 января 2016 г.
С 2015-2016 учебного года МБОУ «Гвардейская школа-гимназия № 2» участвует в реализации мероприятий Государственной программы «Доступная среда» на 2011-2020 годы». С целью создания в школе-гимназии условий для инклюзивного образования детей-инвалидов Министерством образования, науки и молодежи Республики Крым в 2015 году было поставлено специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и программное обеспечение для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, которое размещено в кабинетах педагога-психолога и учителя–логопеда. Индивидуальные и групповые логопедические занятия теперь проводятся в достаточно оснащенном логопедическом кабинете, имеющем учебные дидактические и демонстрационные материалы, навесные магнитные и демонстрационные доски, логопедический тренажер для коррекции устной и письменной речи, столом с зеркалом для логопедических индивидуальных занятий, специализированным программно-техническим комплексом с МФУ.
Кабинет психолога также оснащен комплектами диагностических методик, многофункциональным устройством с функцией принтера, сканера, копира, специализированным программно-техническим комплексом (портативным компьютером с предустановленным программным обеспечением). Благодаря участию школы в реализации данной программы значительно облегчилась процедура проведения диагностики, есть возможность пользоваться готовым комплектом методик, подготовка бланков регистрации теперь не требует затраты большого количества времени. В связи с тем, что появился программно-технический комплекс и многофункциональное устройство, появилась возможность самостоятельно готовить материальную базу (картинки, лабиринты, памятки и т. д.) хорошего качества, для проведения коррекционный занятий с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, что придает занятию большую наглядность и позволяет заинтересовать ребенка процессом.
В связи с реализацией Государственной программы «Доступная среда» в штатное расписание школы были введены должности учителя-дефектолога, учителя-логопеда, тьютора.
Тьютор, ассистент (помощник) вводится в штатное расписание образовательных организаций в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии. Тьютор обеспечивает личностно-ориентированную направленность учебно-воспитательного процесса, оказывает обучающимся с ограниченными возможностями здоровья необходимую техническую помощь, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий, обеспечивает доступ в здания организаций, осуществляющих образовательную деятельность. Тьютор, ассистент (помощник) принимает участие в разработке и выполнении индивидуальных учебных планов и программ, адаптирует учебные материалы с учетом индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии обучающихся данной категории.
Необходимое кадровое обеспечение, специальное учебное, реабилитационное, компьютерное оборудование и программное обеспечение для организации коррекционной работы и обучения детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья позволило качественно реализовывать адаптированные образовательные программы школы.
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНО ОБОРУДОВАННЫХ УЧЕБНЫХ КАБИНЕТОВ
В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» специально оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» специально оборудованных учебных кабинетов для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья нет.
ИНФОРМАЦИЯ О БИБЛИОТЕКАХ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» библиотека, приспособленная для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, отсутствует.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ОБЪЕКТАХ СПОРТА, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» объектов спорта, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, нет.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ЗДАНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Вход в здание МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» оборудован пандусом и тактильной табличкой Брайля, имеется подъемный механизм для перемещения лиц с ОВЗ по лестницам.
ИНФОРМАЦИЯ О СПЕЦИАЛЬНЫХ УСЛОВИЯХ ПИТАНИЯ И ОХРАНЫ ЗДОРОВЬЯ
В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» инвалиды и лица с ОВЗ ежедневно обеспечиваются двухразовым бесплатным горячим питанием. Инвалиды и лица с ОВЗ получают горячий завтрак и горячий обед в оборудованной столовой. Питание организовано в соответствии с десятидневным меню по графику, утверждённому директором школы. Создание отдельного меню для инвалидов и лиц с ОВЗ не практикуется.
В школе организовано психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ.
ДОСТУП К ИНФОРМАЦИОННЫМ СИСТЕМАМ И ИНФОРМАЦИОННО-ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫМ СЕТЯМ, ПРИСПОСОБЛЕННЫМ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Доля обучающихся, обеспеченных учебниками из библиотечного фонда школы, составляет 100%, в том числе дети с ОВЗ и инвалиды. Учебники снабжены электронными приложениями (на дисках).
ИНФОРМАЦИЯ ОБ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСАХ, К КОТОРЫМ ОБЕСПЕЧИВАЕТСЯ ДОСТУП ИНВАЛИДОВ И ЛИЦ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
На основании федерального закона РФ «Об образовании в Российской Федерации» доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера. Электронный журнал и платформа "Учи.ру" – основные формы реализации дистанционно образовательных технологий, они включают в себя как ресурсы для самостоятельного изучения (учебные материалы) так и интерактивные элементы (тесты, задания и прочее).
НАЛИЧИЕ СПЕЦИАЛЬНЫХ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ КОЛЛЕКТИВНОГО И ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПОЛЬЗОВАНИЯ
Специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в школе отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения. Во время проведения занятий в классах, где могут обучаться инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации.
НАЛИЧИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ БЕСПРЕПЯТСТВЕННОГО ДОСТУПА В ОБЩЕЖИТИЕ, ИНТЕРНАТ
В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» общежитие и интернат отсутствуют.
ИНФОРМАЦИЯ О КОЛИЧЕСТВЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В ОБЩЕЖИТИИ, ИНТЕРНАТЕ, ПРИСПОСОБЛЕННЫХ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИНВАЛИДАМИ И ЛИЦАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
В МБОУ «Гвардейская школа-гимназия №2» общежитие и интернат отсутствуют, поэтому отсутствуют и жилые помещения в общежитии, интернате, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ОВЗ.